Киргизские СМИ подверглись DDoS-атаке после публикаций о богатствах жены Матраимова

Фото с сайта Pixabay.com

Киргизские СМИ, опубликовавшие расследование о стоимости часов и гардероба супруги бывшего замначальника таможни Райыма Матраимова, вечером 17 декабря подверглись сильнейшей DDoS-атаке. Об этом сообщил шведский хостинг Qurium на своей странице в Twitter.

Первым сайтом, испытавшем DDoS-атаку (атаку на сервер огромным количеством запросов с целью вывести его из строя), был Factcheck.kg — первоисточник проведенного совместно с организацией Bellingcat расследования. Это произошло через два часа после выхода материала, авторы которого подсчитали, что в 2015-2017 годах жена Матраимова израсходовала $344 тыс. — 494 зарплаты мужа. По словам главного редактора Fасtchek.kg Болота Темирова, атака на сайт шла из Кыргызстана, Китая, России, Таиланда и Индонезии.

Материал перепечатал сайт Kloop, после чего лежал пять минут, пока компания Qurium, обеспечивающая его хостингом, не приняла меры для возобновления работы. В пик DDoS-атаки объем трафика достигал 30 гигабит в секунду, количество запросов превысило 2 миллиона в секунду. В этот момент атака велась четырьмя ботнетами — сетями зараженных вирусом компьютеров, которые посылают запросы на сайт-цель без ведома своих владельцев, сообщает пострадавший Kloop.

Расследование Factcheck.kg перепечатали также киргизские онлайн-издания Kaktus.Media, Economist.kg, Govori.tv, «Вечерний Бишкек», Knews.kg и «Политклиника», и на всех обрушились ботнеты. В Kaktus.media подтвердили, что DDos-атака по своим параметрам практически идентична атаке на Kloop. Сайт перестал открываться, несмотря на использование Cloudflare, — сервиса, который должен был защитить от такого рода атак.

В Kloop назвали это самой сильной в истории Кыргызстана DDoS-атакой против СМИ и первым случаем, когда атаке подверглись, предположительно, сразу семь онлайн-изданий.

После увольнения Раймбека Матраимова с поста замглавы таможни в 2017 году СМИ начали писать, что семья Матраимова очень влиятельна и богата, а сам Райымбек получил прозвище Райым-миллион. Весной 2019 года радио «Азаттык» опубликовало расследование, в котором утверждалось, что Матраимовы через гражданина Китая Айеркена Саймаити вывели за рубеж $700 млн. Финансовая полиция провела проверку и объявила, что деньги и правда были выведены, но к Матраимовым они отношения не имеют.

10 ноября Саймаити убили в Стамбуле. После этого «Азаттык» в соавторстве с Kloop и международной организацией OCCRP опубликовали еще две части расследования, в которых обвинили Матраимовых в покровительстве уйгурскому клану контрабандистов.

В декабре Матраимовы подали в суд на «Азаттык», Kloop и на издание 24.Kg, которое перепечатывало материалы расследования, потребовав компенсации морального ущерба: от «Азаттык» — 22 миллиона сомов ($314 тысяч), от Kloop — 12,5 миллиона сомов ($179 тысяч), от 24.Kg — 15 миллионов сомов ($214 тысяч), от корреспондента Али Токтакунова — 10 миллионов сомов ($143 тыс.). По просьбе истцов суд наложил арест на счета ответчиков, но после того как это решение вызвало широкий резонанс, Матраимовы отозвали прошение, и арест был снят.

  • Как талибы борются со СМИ и журналистами после захвата власти в Афганистане

  • Какие запреты успели ввести талибы после захвата власти в Афганистане

  • Душанбе в очередной раз пытается «навести порядок» в Горном Бадахшане, устроив региону военную и информационную блокаду

  • Правозащитник Тамара Калеева — о главной угрозе для журналистов Казахстана. И не только