Суд согласился снять материальные претензии Матраимовых к 24.Kg

Адвокаты семьи Матраимовых на заседании суда. Фото с сайта 24.kg

Свердловский районный суд Бишкека на заседании 29 января согласился снять материальные претензии к изданию 24.Kg по иску влиятельного семейства Матраимовых. Об этом говорится в онлайн-трансляции издания Kloop из зала суда.

Истцы требовали от 24.Kg 15 миллионов сомов ($214,7 тыс.), а общая сумма исковых требований к 24.Kg, «Азаттык» и Kloop, а также к журналисту «Азаттыка» Али Токтакунову составляла 60 миллионов сомов ($857 тыс.). Теперь общая сумма снижается до 45 миллионов сомов ($644 тыс.). Но в числе ответчиков 24.Kg по-прежнему остается.

24.Kg, в отличие от других ответчиков, не является автором возмутившего Матраимовых журналистского расследования. Оно лишь перепечатало материалы коллег. О том, что Матраимовы намерены отказаться от материальных претензий к 24.Kg, было объявлено 27 января. Истцы поясняют, что издание «опубликовало опровержение». Представители 24.Kg настаивают на иной формулировке — они не опровергали данные расследований, а лишь признали, что придуманный ими заголовок «Контрабандные схемы ведут к клану Раимбека Матраимова» не подкреплен никакими доказательствами.

Адвокат «Азаттыка» Акмат Алагушев попросил перенести заседания из Свердловского в Ленинский районный суд. Он пояснил, что единственный ответчик, расположенный в Свердловском районе, — 24.Kg, к которому теперь не предъявляются материальные требования. Кроме того, адвокат выразил недоверие Свердловскому суду. Представитель Kloop Фатима Якупбаева поддержала предложение о переносе процесса. Она отметила, что в Ленинском районе расположена редакция «Азаттыка», которому адресованы самые большие материальные претензии. Но адвокаты Матраимовых выразили несогласие с этим ходатайством.

Также в ходе заседания защитник Матраимовых Канатбек Азиз заявил, что его доверителям «не нужна площадка для высказывания своей позиции», даже если Kloop или «Азаттык» ее предоставят. Таким образом, истцы настаивают на опровержении данных журналистских расследований самими их авторами, а не собираются самостоятельно доказывать несправедливость изложенных фактов. Фатима Якупбаева сказала, что представители Матраимовых не обращались к Kloop с предложениями по мировому соглашению. Ранее представители Kloop и «Азаттык» твердо заявили, что опровержения публиковать не будут.

Матраимовы обратились в суд в начале декабря 2019 года. После подачи иска счета ответчиков заблокировали, что могло привести к прекращению функционирования всех трех упомянутых СМИ. Это вызвало скандал, и счета вскоре были разблокированы по просьбе самих Матраимовых. Позднее адвокаты семейства заявили о готовности отзыва иска в обмен на публикацию опровержений.

Первое расследование по Матраимовым было опубликовано «Азаттыком» весной 2019 года. Журналисты утверждали, что семейство вывело из Киргизии $700 миллионов через нелегального банкира, гражданина Китая Айеркена Саймаити. 10 ноября Саймаити был застрелен в Стамбуле. После этого журналисты заявили, что именно он был их источником информации при расследовании. Затем «Азаттык» в соавторстве с Kloop и международной организацией OCCRP опубликовали еще несколько частей расследования. Они утверждали, что Матраимовы покровительствовали уйгурскому клану контрабандистов, на который ранее работал Саймаити.

В ноябре и декабре в Бишкеке прошли митинги REАкция, участники которых потребовали от властей уделить больше внимания публикациям о Матраимовых. Представители властей уверяют, что все необходимые проверки ведутся.

  • Как талибы борются со СМИ и журналистами после захвата власти в Афганистане

  • Какие запреты успели ввести талибы после захвата власти в Афганистане

  • Душанбе в очередной раз пытается «навести порядок» в Горном Бадахшане, устроив региону военную и информационную блокаду

  • Правозащитник Тамара Калеева — о главной угрозе для журналистов Казахстана. И не только